fbpx

Развитие речи малышей

Выбор редакции

От развития речи во многом зависит общее развитие малыша, и наоборот. Обычно родители очень внимательно следят за этой стороной развития ребенка, но не имеют для себя ориентира, кроме соседских ребятишек и их успехов. Приведем нормы типичного развития речи начальных этапов и эффективные способы влияния на них.


Типичное речевое развитие

Влиять на нормальное развитие ребенка можно с самого раннего возраста. Это позволит достичь установленных норм, а иногда и опередить их в некоторой степени. Но не стоит ожидать, что, даже проходя все положенные этапы, ребенок будет демонстрировать все установленные показатели. Каждый ребенок индивидуален.

Обозначим примерные шаги в речи для малышей:

  • от 0 до 3 месяцев – наибольшее значение для малышей здесь имеет не столько речь, сколько само общение; дети часто производят разные шумы, выражающие их удовольствие (воркование) или потребность (плач); они начинают различать разные голоса, узнавать их, могут обозначать это улыбкой или ускорением/замедлением сосания пустышки; также дети этого возраста могут поражаться некоторым звукам, пугаться;
  • от 4 до 6 месяцев – дети могут начинать лепетать, поворачиваться в сторону звука, реагировать на изменения тона; в этом возрасте детки уже будут реагировать на звуковые, музыкальные игрушки;
  • от 6 месяцев до 1 года – издают звуки с определенной интонацией, реагируют на свое имя, адекватно реагируют на сердитый или дружественный тон; могут пытаться произносить звуки, как бы сливая их вместе, а не разбивая отдельно; пробуют ассоциировать слова с предметами, действия со словами-просьбами, обращенными к ним; могу пытаться «говорить» короткие слова: «да-да-да», «ба-ба»;
  • от 1 года до 1,5 лет – используют от одного до нескольких слов, имеющих смысл, осознают важность слов для общения; больше понимают инструкции простого характера (помогут в этом и жесты);
  • от 1,5 до 2-х лет – могут иметь в словарном запасе от 5 до 20 слов (по большей части это существительные), могут повторять по многу раз одно и то же слово, соединять их в фразу, повторять ее; могут эмоционально произносить какие-то слова или звуки; способны следовать простым командам; могут слушать песенки, стишки, рассказы;
  • с 2 лет – около 2/3 произносимого ребенком должно быть понятно, но не очень бегло произноситься, не совсем контролирует тон; кроме существительных (что их окружает) дети могут называть и предлоги (обычно «на», «в», «под»), местоимения («я», «мне»); будут появляться слова «моя», «моё»; некоторые детки уже объединяют короткие предложения в 2 слова (существительное + глагол); словарный запас может достигать 150-300 слов; могут легко показывать при назывании «носик», «глазки», «ушки»…;
  • с 3 лет – 90% речи ребенка может быть понятно; используют чаще множественное число, прошедшее время, более верно пользуются местоимением «я», «мне», «ты», увеличивается количество глаголов; основные части тела могут уже назвать или хотя бы уверенно и быстро показать; предложения могут состоять из 3-х слов; ребенок должен стараться сказать свое имя, возраст, пол; дети уже понимают многие вопросы, но не на все могут ответить, чаще отвечают на простые; знакомыми для них могут быть около 900 слов;
  • 4 года – ребенок может повторить слова из 4-х слогов; знает названия основных цветов (от 1 и более), животных, может повторить медленно цифры (около 4-х); использует около 4 предлогов или определенно знает их значение; часто повторяет звуки, слоги, слова, фразы; осознает значение слова «больше» при наглядном сравнении; выполняет простые команды, даже при помощи основных жестов; узнает знакомые объекты в книгах, по ТВ;
  • с 5 лет – могут быть проблемы с артикуляцией, но в принципе в речи должно всё быть понятно; речь уже должна выстраиваться более правильно; есть использование прилагательных, наречий; понимание основных понятий времени; могут считать до 10 при полноценном развитии; сложные предложения уже должны присутствовать, несмотря на длительное время их выстраивания; есть ощущение противопоставлений (свет – темнота, большой-маленкий и т.п.); должны уметь повторять предложения до 9 слов;
  • с 6 лет – речь должна быть полностью понятной и служить средством для общения; дети обычно уже умеют связно рассказать по картинке, видеть связи между предметами; должны понимать и уметь проговаривать связь между событиями и объектами;
  • с 7 лет – хорошо, если ребенок будет больше понимать и использовать противопоставления, освоит понятия времени хотя бы до 15 минут и места (конец, начало и т.п.), будет выполнять чтение простого текста, немного писать;
  • с 8 лет – речь должна соответствовать ситуации, дети должны уметь связывать события прошлого и настоящего; должны уметь спокойно Для развития речи ребенка важна помощь родителей.использовать сложные предложения; тон, сила и высота голоса, скорость речи уже будут более контролируемы; достаточно легко умеют читать и писать маленькие простые сочинения; должны уметь поддержать беседу хоть и с некоторой сложностью; смогут правильно оперировать понятиями времени и количества; все звуки, включая согласные, должны быть четкими; в речи уже слышна социальная окраска в зависимости от обстоятельств.

 

Способы влияния на речевое развитие малышей

Чем раньше вы начнете разговаривать, а не только «люлюкать» с ребенком, тем лучше для его речевого развития. По результатам исследований американских ученых (из Северо-западного университета) слова эффективно влияют на решение когнитивных задач детьми уже с 3-х месячного возраста. Если вы что-то показываете ребенку, обязательно назовите это. Потом ребенок быстрее и более явно будет реагировать на этот объект, даже не умея его еще называть. Слова помогают ребенку сформировать связь между объектом и словом. Если мы обращаемся к малышам с какими-то фразами, это заставляет их обратить внимание на предметы, помогает осмыслить, классифицировать, отобрать отдельные слова из нашего потока речи. Разговаривать с ребенком нужно регулярно и как можно больше.

По данным других исследований, на повышение уровня рецептивных, экспрессивных речевых навыков влияет разговор с ребенком с использованием мимики, жестов. Но важно, чтобы были не только жесты, мимика, но и слова. Слышащие дети, изучающие язык жестов, развиваются лучше других детей. Таким образом, речь и язык жестов в целом позитивно влияют на общее развитие. Возможности зрения развиваются у ребенка очень рано. Обработка зрительной информации происходит в правом полушарии. Языки «хранятся» в левом полушарии. Поэтому, если дети изучают и язык жестов, и обычный язык, то они задействуют оба полушария, выстраивают больше синапсов. Начинать изучать язык жестов можно в возрасте около 2-х месяцев. А показать свои первые слова они могут уже около 6 месяцев или позднее, в зависимости от конкретного ребенка и условий его развития. Но никогда не поздно, если вы уже пропустили этот возраст, начинать изучать язык жестов. В возрасте около шестнадцати месяцев дети пытаются развивать свою речь, так как общение для них становится очень важным. Но многие слова они еще не могут произнести, поэтому начинают теряться. Язык жестов может помочь передать смысл их желаний, что не заставит их разочароваться в своих возможностях. В возрасте около 20 месяцев язык жестов может использоваться для обозначения эмоций и команд (например, «подожди») или каких-то абстрактных понятий, сиюминутных желаний. Пригодится язык жестов при раннем изучении букв, чисел в возрасте около 32 месяцев. Для изучения языка жестов можно использовать песенки, стишки (их обозначение жестами). Это поможет и в изучении новых слов.

Артикуляционная гимнастика занимает почетное место среди возможных способов влияния на развитие речи ребенка. Это гимнастика предназначена для мышц органов речи. Для детей 2-4 лет артикуляционная гимнастика будет помощницей в правильной постановке произношения. А для деток 5-6 лет она помогает исправить сложившиеся нарушения звукопроизношений.

Первые занятия для ребенка должны проходить перед зеркалом, задействовав зрительное восприятие. Занятие может длиться около пяти-семи минут.

Вот некоторые из используемых в артикуляционной гимнастике упражнений:

  • художник (улыбаемся, приоткрываем ротик, высовываем язычок и «красим» им небо);
  • почистим зубки (улыбаемся, приоткрываем ротик, кончиком языка проводим по верхним, а потом по нижним зубкам с внутренней стороны);
  • копытца (это всем нам привычное цоканье; вытягиваем губы, приоткрываем ротик и цокаем узеньким язычком как копытца лошадок);
  • кошка (улыбаемся, приоткрываем ротик, упираемся кончиком языка в нижние зубки, выгибаем язычок горкой, продолжая упираться в нижние зубки);
  • буковка «ы» (улыбаемся, приоткрываем ротик и произносим долгое «ы-ы-…»);
  • пароходик (зубки смыкаем, губки вытягиваем и произносим долгое «у-у…») и др.

Все упражнения делаем не спеша, с терпением и поддерживаем, хвалим при этом малыша. Упражнений для артикуляционной гимнастики множество. Их можно найти, например, в книгах:

  1. В.Н. Костыгина. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2-4 года. — Изд-во «Карапуз» — 2000г.
  2. Е. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
  3. Е.А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. – Изд-во «КАРО» — 2009.
  4. Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – 2007.
  5. Т.А. Куликовская. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – Изд-во «Гном и Д» — 2007.

Развитие речи ребенка на первых этапах очень зависимо от родителей. Придется потратить на это много времени и усилий. Но результаты послужат и самому ребенку, и вашему с ним общению.


Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Моему племяннику 2,5 года, а он почти не говорит. Понимая теперь, что адекватное развитие речи ребенка очень важно, посоветую своей сестре почитать вашу статью.

  2. У наших знакомых девочка — чуть больше года. Уже много слов говорит. Но мама с ней занимается почти постоянно. И еще ей никогда ничего не давали, когда она просто пальцем показывала на что-то.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

От развития речи во многом зависит общее развитие малыша, и наоборот. Обычно родители очень внимательно следят за этой стороной развития ребенка, но не имеют для себя ориентира, кроме соседских ребятишек и их успехов. Приведем нормы типичного развития речи начальных этапов и эффективные способы влияния на них. Типичное речевое развитие Влиять на нормальное развитие ребенка можно с самого раннего возраста. Это позволит достичь установленных норм, а иногда и опередить их в некоторой степени. Но не стоит ожидать, что, даже проходя все положенные этапы, ребенок будет демонстрировать все установленные показатели. Каждый ребенок индивидуален. Обозначим примерные шаги в речи для малышей:
  • от 0 до 3 месяцев – наибольшее значение для малышей здесь имеет не столько речь, сколько само общение; дети часто производят разные шумы, выражающие их удовольствие (воркование) или потребность (плач); они начинают различать разные голоса, узнавать их, могут обозначать это улыбкой или ускорением/замедлением сосания пустышки; также дети этого возраста могут поражаться некоторым звукам, пугаться;
  • от 4 до 6 месяцев – дети могут начинать лепетать, поворачиваться в сторону звука, реагировать на изменения тона; в этом возрасте детки уже будут реагировать на звуковые, музыкальные игрушки;
  • от 6 месяцев до 1 года – издают звуки с определенной интонацией, реагируют на свое имя, адекватно реагируют на сердитый или дружественный тон; могут пытаться произносить звуки, как бы сливая их вместе, а не разбивая отдельно; пробуют ассоциировать слова с предметами, действия со словами-просьбами, обращенными к ним; могу пытаться «говорить» короткие слова: «да-да-да», «ба-ба»;
  • от 1 года до 1,5 лет – используют от одного до нескольких слов, имеющих смысл, осознают важность слов для общения; больше понимают инструкции простого характера (помогут в этом и жесты);
  • от 1,5 до 2-х лет – могут иметь в словарном запасе от 5 до 20 слов (по большей части это существительные), могут повторять по многу раз одно и то же слово, соединять их в фразу, повторять ее; могут эмоционально произносить какие-то слова или звуки; способны следовать простым командам; могут слушать песенки, стишки, рассказы;
  • с 2 лет – около 2/3 произносимого ребенком должно быть понятно, но не очень бегло произноситься, не совсем контролирует тон; кроме существительных (что их окружает) дети могут называть и предлоги (обычно «на», «в», «под»), местоимения («я», «мне»); будут появляться слова «моя», «моё»; некоторые детки уже объединяют короткие предложения в 2 слова (существительное + глагол); словарный запас может достигать 150-300 слов; могут легко показывать при назывании «носик», «глазки», «ушки»…;
  • с 3 лет – 90% речи ребенка может быть понятно; используют чаще множественное число, прошедшее время, более верно пользуются местоимением «я», «мне», «ты», увеличивается количество глаголов; основные части тела могут уже назвать или хотя бы уверенно и быстро показать; предложения могут состоять из 3-х слов; ребенок должен стараться сказать свое имя, возраст, пол; дети уже понимают многие вопросы, но не на все могут ответить, чаще отвечают на простые; знакомыми для них могут быть около 900 слов;
  • 4 года – ребенок может повторить слова из 4-х слогов; знает названия основных цветов (от 1 и более), животных, может повторить медленно цифры (около 4-х); использует около 4 предлогов или определенно знает их значение; часто повторяет звуки, слоги, слова, фразы; осознает значение слова «больше» при наглядном сравнении; выполняет простые команды, даже при помощи основных жестов; узнает знакомые объекты в книгах, по ТВ;
  • с 5 лет – могут быть проблемы с артикуляцией, но в принципе в речи должно всё быть понятно; речь уже должна выстраиваться более правильно; есть использование прилагательных, наречий; понимание основных понятий времени; могут считать до 10 при полноценном развитии; сложные предложения уже должны присутствовать, несмотря на длительное время их выстраивания; есть ощущение противопоставлений (свет – темнота, большой-маленкий и т.п.); должны уметь повторять предложения до 9 слов;
  • с 6 лет – речь должна быть полностью понятной и служить средством для общения; дети обычно уже умеют связно рассказать по картинке, видеть связи между предметами; должны понимать и уметь проговаривать связь между событиями и объектами;
  • с 7 лет – хорошо, если ребенок будет больше понимать и использовать противопоставления, освоит понятия времени хотя бы до 15 минут и места (конец, начало и т.п.), будет выполнять чтение простого текста, немного писать;
  • с 8 лет – речь должна соответствовать ситуации, дети должны уметь связывать события прошлого и настоящего; должны уметь спокойно Для развития речи ребенка важна помощь родителей.использовать сложные предложения; тон, сила и высота голоса, скорость речи уже будут более контролируемы; достаточно легко умеют читать и писать маленькие простые сочинения; должны уметь поддержать беседу хоть и с некоторой сложностью; смогут правильно оперировать понятиями времени и количества; все звуки, включая согласные, должны быть четкими; в речи уже слышна социальная окраска в зависимости от обстоятельств.
  Способы влияния на речевое развитие малышей Чем раньше вы начнете разговаривать, а не только «люлюкать» с ребенком, тем лучше для его речевого развития. По результатам исследований американских ученых (из Северо-западного университета) слова эффективно влияют на решение когнитивных задач детьми уже с 3-х месячного возраста. Если вы что-то показываете ребенку, обязательно назовите это. Потом ребенок быстрее и более явно будет реагировать на этот объект, даже не умея его еще называть. Слова помогают ребенку сформировать связь между объектом и словом. Если мы обращаемся к малышам с какими-то фразами, это заставляет их обратить внимание на предметы, помогает осмыслить, классифицировать, отобрать отдельные слова из нашего потока речи. Разговаривать с ребенком нужно регулярно и как можно больше. По данным других исследований, на повышение уровня рецептивных, экспрессивных речевых навыков влияет разговор с ребенком с использованием мимики, жестов. Но важно, чтобы были не только жесты, мимика, но и слова. Слышащие дети, изучающие язык жестов, развиваются лучше других детей. Таким образом, речь и язык жестов в целом позитивно влияют на общее развитие. Возможности зрения развиваются у ребенка очень рано. Обработка зрительной информации происходит в правом полушарии. Языки «хранятся» в левом полушарии. Поэтому, если дети изучают и язык жестов, и обычный язык, то они задействуют оба полушария, выстраивают больше синапсов. Начинать изучать язык жестов можно в возрасте около 2-х месяцев. А показать свои первые слова они могут уже около 6 месяцев или позднее, в зависимости от конкретного ребенка и условий его развития. Но никогда не поздно, если вы уже пропустили этот возраст, начинать изучать язык жестов. В возрасте около шестнадцати месяцев дети пытаются развивать свою речь, так как общение для них становится очень важным. Но многие слова они еще не могут произнести, поэтому начинают теряться. Язык жестов может помочь передать смысл их желаний, что не заставит их разочароваться в своих возможностях. В возрасте около 20 месяцев язык жестов может использоваться для обозначения эмоций и команд (например, «подожди») или каких-то абстрактных понятий, сиюминутных желаний. Пригодится язык жестов при раннем изучении букв, чисел в возрасте около 32 месяцев. Для изучения языка жестов можно использовать песенки, стишки (их обозначение жестами). Это поможет и в изучении новых слов. Артикуляционная гимнастика занимает почетное место среди возможных способов влияния на развитие речи ребенка. Это гимнастика предназначена для мышц органов речи. Для детей 2-4 лет артикуляционная гимнастика будет помощницей в правильной постановке произношения. А для деток 5-6 лет она помогает исправить сложившиеся нарушения звукопроизношений. Первые занятия для ребенка должны проходить перед зеркалом, задействовав зрительное восприятие. Занятие может длиться около пяти-семи минут. Вот некоторые из используемых в артикуляционной гимнастике упражнений:
  • художник (улыбаемся, приоткрываем ротик, высовываем язычок и «красим» им небо);
  • почистим зубки (улыбаемся, приоткрываем ротик, кончиком языка проводим по верхним, а потом по нижним зубкам с внутренней стороны);
  • копытца (это всем нам привычное цоканье; вытягиваем губы, приоткрываем ротик и цокаем узеньким язычком как копытца лошадок);
  • кошка (улыбаемся, приоткрываем ротик, упираемся кончиком языка в нижние зубки, выгибаем язычок горкой, продолжая упираться в нижние зубки);
  • буковка «ы» (улыбаемся, приоткрываем ротик и произносим долгое «ы-ы-…»);
  • пароходик (зубки смыкаем, губки вытягиваем и произносим долгое «у-у…») и др.
Все упражнения делаем не спеша, с терпением и поддерживаем, хвалим при этом малыша. Упражнений для артикуляционной гимнастики множество. Их можно найти, например, в книгах:
  1. В.Н. Костыгина. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2-4 года. - Изд-во «Карапуз» - 2000г.
  2. Е. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
  3. Е.А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. – Изд-во «КАРО» - 2009.
  4. Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – 2007.
  5. Т.А. Куликовская. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – Изд-во «Гном и Д» - 2007.
Развитие речи ребенка на первых этапах очень зависимо от родителей. Придется потратить на это много времени и усилий. Но результаты послужат и самому ребенку, и вашему с ним общению. Наталья Мажирина Центр "Азбука для родителей"