В воспитании детей важно не перегнуть палку с запретами, но и давать ребёнку излишнюю свободу опасно. Вот для таких ситуаций на помощь родителям существует интересная система, предложенная Юлией Гиппенрейтер, которая описана в книге «Общаться с ребёнком – Как?». Суть её заключается в том, что действия ребёнка условно можно разделить на 4 части: то, в чём он способен самостоятельно принять решение, то, что ему можно делать, но не всегда, то, что он может делать в порядке исключения, и то, что ему совсем запрещено делать.
Первая зона. Зелёная.
В этой зоне указывается, что ребёнку можно делать. К таким действиям можно отнести принятие решения о приглашении друзей на день рождения, о самостоятельном выборе игр, книг и т.п. Обратите внимание, что Ваш ребёнок не так-то уж и часто может самостоятельно принимать решения, поэтому в некоторых вопросах ему стоит подсказать и помочь.
Вторая зона. Жёлтая.
По этой зоне можно определить, что ребёнку можно делать, но в определённых рамках. К примеру, он может сам выбирать, что посмотреть, но время просмотра должно быть ограничено; он может сам решать, когда ему делать домашнее задание, но это должно быть не позднее 19 вечера.
Ваш ребёнок должен понимать, почему существует то или иное ограничение. И дабы он отреагировал на него спокойно, пояснять Вы должны в спокойном тоне и заранее. Если он ощущает некую свободу в отношениях с родителями, то и общение становится проще.
Третья зона. Оранжевая.
К этой зоне относятся те действия, которые разрешены лишь в крайних случаях. Например, когда ребёнку разрешатся не идти в садик или в школу, но это должно быть связано с какими-то обстоятельствами. Возможно, если отец вернулся из затяжной командировки или ребёнок пережил какой-то стресс.
Если использовать эту зону редко, то ребёнок будет понимать и не станет злоупотреблять Вашей добротой.
Четвёртая зона. Красная.
К ней относятся действия, запрещённые абсолютно. Это могут быть общепринятые правила: не переходить дорогу на красный свет, не баловаться со спичками, не драться и т.п.
Важно, чтобы ребёнок осознавал, что в этой зоне исключений никаких нет.
Попробуйте использовать данную систему при воспитании ребёнка, и он будет понимать, что можно, а что нельзя!
Маргарита Бровко, педагог сети семейных центров «Азбука для родителей».