Расскажу я вам такую историю про моего сыночка Мишеньку. Ему 5 лет и 5 месяцев. Он очень активный и общительный, так я считала, ведь всегда он запросто общался. Правда, в большей степени, общение происходило со взрослыми моими друзьями, приходившими в наш дом. Он рассуждал свободно на такие темы: что хорошо, что плохо, кто верный друг, почему надо дружить и т.д. Но каково же было мое удивление, что в детском коллективе, он дружит далеко не со всеми, а выбирает для себя друга, и даже сортирует детишек по определенным качествам.
Я решила разобраться, что же такое дружба в 5 лет и как нужно ребенка учить дружить и нужно ли.
Итак, чувство симпатии, дружелюбия проявляются у многих детей очень рано, на 2-м, 3-м году жизни. Но именно с 5 лет дети начинают объединяться в игре и между некоторыми детками устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными друзьями играть. Дружеские отношения обязательно будут выражаться в соответствующих действиях, поступках, в поведении и деятельности, в добрых словах.
Я поняла, что наблюдая за играющими детками можно определить, а определив развить полезные качества и расставить правильные акценты в воспитании:
1) предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, обратить внимание, что не в ущерб другим деткам;
2) интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, считаться с интересами других;
3) проявление заботы, помощь и взаимопомощь, желание сделать что-то нужное;
4) объективность оценок и самооценок;
5) способность поступиться личным желанием в пользу друга.
Итак, вывод я сделала таков: наблюдайте за играющим своим ребенком и вы сможете помочь не только ему научиться дружить, но и выявить свои собственные проблемы в общении с окружающими, взглянуть на себя со стороны.
Удачи вам и деткам!
Елена Бударная, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".